Компьютерная вышивка, образно говоря, весьма «юное» направление сферы услуг, но перспективное. Активное развитие, конечно, связано с масштабным использованием компьютерных технологий в социуме и в быту.
Действительно, сегодня использование компьютерных программ и профессиональных вышивальных машин серьезно облегчает процесс создания вышивки, но главное остается мастерам – творчество.
А история творчества вышивки насчитывает века.
Древние греки, например, скромно приписывали изобретение вышивки богине Минерве (Афине-Палладе).
На самом деле, истоки искусства вышивки все же надо искать на Востоке.
Самые древние вышивки, дошедшие до нас, — из Древнего Китая. Вышивали там в VI — V вв. до н.э и на одежде и на коврах, по шелковым тканям золотыми и серебряными нитями или шелком–сырцом.
Примерно с того же времени известна вышивка Ирана и Древней Индии – насыщенная растительными узорами и изображениями животных. Так, можно сказать, появлялись первые этнические орнаменты.
А вот греки познакомились с вышивкой позже, после масштабных походов Александра Македонского, причем заимствовали это искусство у персов.
В Греции и Риме, надо отметить развилась настоящая страсть к богатым вышивкам.
Известны даже такие факты, что правители делали попытки ограничить безудержное влечение к роскоши.
Восточные традиции вышивки оказали влияние на все страны Западной Европы. Во времена средневековья здесь стали формироваться свои мотивы, техники, расцветки и приемы вышивания.
Например, англичане вышивали золотом, шелком и серебром орнаменты из цветов и переплетающихся завитков. Во Франции и Италии пользовались популярностью вышивки портретов и пейзажных панно. Особым колоритом и яркостью отличались вышивки в Испании (на льняных и шерстяных тканях).
В эпоху Возрождения, когда практически все виды искусств получили колоссальное развитие, вышивка достигла высокой степени совершенства. Рисунки для вышивки (эскизы) нередко делали знаменитые художники.
А, вышивали, в основном, богатые дамы, монахини и послушницы в монастырях. Кстати, искуснейшей вышивальщицей была Екатерина Медичи, а вышивала она, которая время, с дочерьми герцога де Гиза и Марией Стюарт!
Поначалу узоры для вышивки передавались из рук в руки, копировались, перерисовывались. Изобретение книгопечатания значительно облегчило творчество вышивальщиц. А первый сборник эскизов и рисунков для вышивки был издан в 1527 году в Кельне.
Свою давнюю историю имеет вышивка у славян. Наши предки искусно украшали вышивкой одежду и обувь, домашний текстиль (вышивки рушников!) и конскую сбрую.
Славянская вышивка отличается техникой и приемами вышивания, орнаментом и использованием «обережной» символики.
Для русской вышивки, например, характерны геометрические и растительные орнаменты, расположенные по краю одежды. Часто вышивались изображения фантастических животных, зверей и птиц. Мастера хорошо различают техники русской вышивки – владимирский верхошов, нижегородские гипюры, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь…
Национальная вышивка Украины имеет свой характер в каждом регионе, сохраняя традиции и местные особенности в Карпатах и на Слобожанщине, в Полесье и Прикарпатьи.
«Парадными» узорами – белым по белому – вышивались платки и скатерти, занавеси, рушники. Женская одежда пышно вышивалась на вороте и рукавах, по подолу.
Техники и приемы вышивки отличались даже в каждом селе. Но общие, наиболее распространенные все же были – гладь, полукрест и крест, белые и цветные мережки.
Между прочим, именно для славянских традиций характерны вышивки оберегов.
Испокон веков люди стремились привлечь к себе «добрые силы» и защититься от всякого зла. У славянских народов обереги вышивались именно для этих целей и с очень конкретной символикой. Например, ромбы, «набегающие» друг на друга – символ удачи.
Волнистые линии вышивки символизировали воду (благие события), а прямые горизонтальные – землю ( счастье).
Традиции и символика оберегов используются и в современной компьютерной вышивке. Да и суть оберегов осталась прежней.
Интересный факт. Славянские вышивки были очень известны и популярны в конце 19 века в странах западной Европы. Характерные и узнаваемые вышивки (яркие красные, синие, желтые нити по белому полотну) широко использовались вышивальщицами. На улицах Парижа в то время часто можно было встретить женщин и детей с подобными вышивками на одежде.
Вышивка долгое время оставалась домашним занятием. Но со временем стали открываться школы, где обучали искусству вышивания.
Одна из первых школ вышивания была открыта в Андреевском монастыре Киева благодаря сестре Владимира Мономаха. Здесь руками мастериц столетиями создавались роскошные вышивки, которые украшали церкви и храмы, одежду знати и состоятельных горожан.
Прошло время и вышивание стало для многих мастериц профессией; стали возникать кустарные производства и центры вышивального мастерства.
Но настоящая революция в истории вышивки произошла в 19 веке. Это было время рождения машинной вышивки. В 1821 году во Франции появилась первая машина для вышивания. Но имя изобретателя осталось неизвестным и само событие не вызвало ажиотажа. И только на выставке 1854 года все в той же Франции вышивальная машина (представленная Гейльманом) была оценена по достоинству: бурный восторг и …переворот в вышивальном искусстве!
Любопытно, что даже спустя столетие машина Гейльмана практически не изменилась. Основные принципы и механизмы остались прежними, появились лишь небольшие усовершенствования.
Итак, вышивка стала выполняться машинами, а те, в свою очередь, вышивали за счет перфокарт (с дырочками, расположенными в определенном порядке). Перфокарты для машинной вышивки применялись почти до 80-х годов прошлого столетия. Тут нельзя не упомянуть тех, кто изготавливал программы для вышивальных машин – «панчеров». Слово английского происхождения, означает «пробойник» или «перфоратор». Именно «панчеры» создавали алгоритм (перфорацию), по которому машина вышивала. Уже давно не делают проколов на перфолентах, а «панчерами» специалистов по машинной вышивке называют. Только сегодня это настоящий симбиоз программиста, конструктора, художника и дизайнера.
Когда стали использоваться персональные компьютеры, появились и специальные программы (редакторы) компьютерной вышивки. Поначалу эти ноу-хау применялись только на крупных предприятиях, поскольку «удовольствие» было дорогим.
Сегодня возможности машинной вышивки огромны. В руках специалистов – новейшие технологии, неограниченность тиража, высокая скорость и отличное качество вышивки. Но в основе – многовековые традиции, мастерство многих поколений …путь от костяной иглы до микропроцессорных вышивальных машин – автоматов.
А искусство вышивки предков будут восхищать еще не одно поколение.